В новом номере журнала представлена новая рубрика «Виртуальный прокат», которая стала развитием рубрики «Виртуальный проект». Для первой публикации мы предложили уважаемым прокатчикам написать статью о реальном мероприятии на стадионе или подготовить виртуальный проект, выбрав один из вариантов: гала-концерт в фестивальном режиме; елка; празднование 8 марта компании Nivvvea (многозонный корпоративный праздник: концерт+караоке+детская площадка+дискотека+ретро танцпол – на выбор).

Если у читателей появятся идеи, или темы для новых проектов будем рады. Мы благодарим всех, кто принял участие в этой публикации.

Полностью материал можно прочитать в журнале “Шоу-Мастер” №4, 2008. А сейчас публикуем один из проектов, присланный компанией Pro-Concert из Чебоксар.

Одной из отличительных черт региональных прокатных компаний является способность найти простое решение сложной задачи. Как сделать так, чтобы обеспечение было на приемлемом уровне и при этом оптимальным для заказчика?

Одна из самых сложных задач – это фестивали в формате опен-эйр, а также под крышей – на спортивных аренах. Здесь сложность заключается не столько в количестве оборудования, сколько в обслуживании. Например, возьмем обеспечение рок-фестиваля на ледовой арене. Почему ледовая арена? Очень просто: они есть практически в каждом российском городе с населением 400 -500 тысяч человек и выше, к тому же это крытые помещения и погода не может помешать проведению мероприятия.

Как правило, подобные фестивали подразумевают выступления 10-15 региональных коллективов и одного хэдлайнера. Суть заключается в том, что техническое обеспечение в основном «подгоняется» под райдер этого самого хэдлайнера и нередко приходится несколько его упрощать, в частности, линии мониторов.

Обычно мы используем не более шести мониторных линий: нередко нашим штатным звукорежиссерам приходится «рулить за пультом» всю программу, и они не понаслышке знают, что большое количество линий значительно усложняет подстройку каждого коллектива и, соответственно, увеличивает паузы между выступлениями.

Первые три линии устанавливаются на авансцене: первая линия состоит из четырех мониторов с 15” НЧ-излучателем, вторая и третья – из двух. Четвертая и пятая линии отводятся на «прострел», а шестая – для барабанщика.

Для уменьшения пауз между выступлениями групп используются два сценических «бэк-лайна»: 2-4 гитарных стека, 2 басовых и 2 ударных установки. Вдобавок к этому в резерве сцены всегда имеются отдельные комбо-усилители для клавишных и акустических инструментов.

Со сценой все более или менее понятно, теперь перейдем к FOH-консоли. Как правило, для хэдлайнера необходимо выделить 16 – 20 каналов на пульте, которые после саунд-чека остаются нетронутыми до самого выступления звезды.

Для всех остальных выступающих достаточно 24 – 32 общих каналов. Итого необходимо не менее 40 каналов, а лучше 64. В прошлые годы мы решали это простым путем: установкой двух консолей по 32 канала и объединением их мониторных выходов. Таким образом, две части сцены в РА настраиваются раздельно, а мониторное пространство всегда остается общим независимо от того, какая из консолей в данный момент используется. Для обработки обычно хватает двух AUX-линий.

Гитары подзвучиваются с комбо-усилителя микрофонами или через DI-бокс – на выбор исполнителя. Однако иной раз молодые ребята не знают, как работать с комбо-усилителями, в этих случаях мы выбираем простейший в конкретной ситуации способ… В общем, по-разному приходилось выкручиваться.

На наш взгляд, в идеале необходимы две консоли и сплит-система, причем желательно, чтобы пульты были цифровые: на саунд-чеке просто создаются пресеты под каждый коллектив, за счет чего работа на порядок убыстряется и упрощается. Да и с обработкой сигнала проблем в разы меньше. Однако и здесь кроется проблема – далеко не все звукорежиссеры готовы работать с цифрой и аналоговый пульт так или иначе приходится задействовать.

Перейдем к РА-системе. Мы используем звукоусилительные комплексы Dynacord Cobra 4 System, а именно в подобных проектах ставим три или даже четыре комплекта. Размещение компонентов Cobra заключается в подвешивании двух кластеров, каждый из которых в общем случае состоит из (сверху вниз):

Cobra FAR (ВЧ/СЧ-кабинет повышенной дальности действия) – 3 шт.

Cobra ТОР (ВЧ/СЧ-кабинет среднего поля) – 4 шт.

Компоненты третьего кластера устанавливаются на сцене – по центру или сторонам – в зависимости от конкретных акустических условий и задач. Таким образом, мы имеем возможность индивидуальной настройки трех широкополосных кластеров по динамике и АЧХ, так как каждый их них имеет собственный выход на консоли, ячейку в акустическом процессоре и эквалайзер.

Отдельно хотелось выделить компонент Cobra FAR – «жало» немецкой кобры. Благодаря уникальной характеристике раскрытия этих «дальнобойных» компонентов удается создать наиболее полное акустическое заполнение с четкой стереокартиной без нежелательных отражений. В зависимости от характеристик конкретного помещения мы просто подбираем нужное их количество и расположение.

Основная проблема на крытой спортивной арене – это звуковые отражения и стоячие волны, для ослабления которых мы несколько выше подвешиваем основные кластеры и делаем угол их наклона более крутым. Более того, в нашем распоряжении имеется программа управления акустическими процессорами, в которой можно задать данные помещения и рассчитать точное количество и расположение компонентов для оптимального покрытия.

Сцена собирается из алюминиевых компонентов квадратной конфигурации. Возможны несколько вариантов схемы сцены, вплоть до произвольного. Более того, с помощью этих конструкций иногда можно получить интересное оформительское решение сцены.

Верхняя часть сцены вместе с периметром для световых приборов поднимается с помощью электрических лебедок. Иногда габариты арены не позволяют установить полный сценический комплекс, поэтому мы устанавливаем только подиум и световой периметр. При этом иногда звукокомплекс приходится полностью ставить на сцену в напольной конфигурации, т.к. навесные конструкции либо слишком высокие, либо их нет вовсе.

Теперь немного о световом обеспечении. Как известно, на больших рок-событиях много света не бывает, приходится использовать весь арсенал светового оборудования. У нас имеется несколько типовых схем световой установки, которые выбираются нашими специалистами самостоятельно, т.к. участники фестивалей почти никогда не выдвигают требований по свету.

Для цветной и белой заливки, а также обеспечения хорошей освещенности в темное время суток для ТВ-съемок нами используется сотня прожекторов PAR64, установленных на вертикальных фронтальных стойках и световом периметре. Для выделения исполнителей используются два прожектора-«пушки» на 1200-ваттных лампах, которые устанавливаются на специально возведенных подиумах. За динамику световой картины отвечают интеллектуальные приборы движущегося света – «головы» и сканеры, все преимущественно на 575-ваттных лампах. Для завершения световой картины используется ряд эффектов, таких, как дым- и туман-генераторы, блайндеры, лазеры и др. Что касается управления всем этим комплексом, то, на наш взгляд, самым оптимальным решением является программа управления светом на базе компьютера вкупе с DMX-адаптером – множество возможностей и минимум затрат на изучение.

Таким образом, техническое обеспечение крупного фестиваля в регионе – это всегда компромисс между требованиями именитых участников и возможностями организатора. Поиск простых и эффективных решений – важнейший фактор успеха прокатной компании.